Коммерческая недвижимость: ошибки, которые приводят к ротации арендаторов
О том, кто диктует условия на рынке коммерческой недвижимости, об ошибках, которые приводят к ротации арендаторов и о том, что нужно, чтобы коммерческие площади были востребованы рассказывает руководитель отдела коммерческой недвижимости агентства недвижимости «Жилфонд» Алексей Юрьевич Малов.
Как вы считаете, кто диктует условия на рынке в настоящее время – арендатор или арендодатель?
Вопрос сформулирован исходя из стереотипа, что кто-то обязательно диктует условия: арендатор или арендодатель. Этот поход оценки рынка сформировался исторически, когда мы наблюдали долгосрочные мировые тренды роста цен недвижимости и тренды коррекции в момент, когда заканчивается долгосрочный тренд роста. Тогда «мыльный пузырь» лопается и происходит откат рынка по отношению к тренду роста. На данный момент мы достаточно давно находимся в боковой коррекции, коридор цен устоялся, арендаторы и арендодатели уже несколько лет спокойно прогнозируют арендные ставки с поправкой на инфляцию. Исходя из этого можно сказать, что есть очень востребованные помещения благодаря своему уникальному расположению, техническим характеристикам. В этом случае арендные ставки высоки, много желающих арендовать помещение и арендодатель более силён в переговорном процессе при подписании договора аренды.
Менее востребованные помещения не создают очереди из арендаторов, соответственно, арендные ставки ниже, арендодатель более лоялен к пожеланиям арендатора, который в переговорном процессе будет занимать более сильную позицию.
Подводя итог, можно отметить, что в общей оценке ситуации мы отмечаем паритет весовых категорий переговорного процесса в целом.
Какие помещения наиболее востребованы у арендаторов, если рассматривать помещения для работы с клиентами?
Всё зависит от сегмента рынка, оказывающего услуги населению. Например, банковский рынок услуг в зависимости от юридического статуса клиентов предполагает выделение рынков банковских услуг для предприятий (юридических лиц) и населения (физических лиц). Более глубокая детализация в рассмотрении этого вопроса нас не интересует, поэтому остановимся на этих двух сегментах потребителей.
Для работы с населением банки предпочитают идти к клиенту: открывать свои филиалы как можно ближе к потребителю (даже в «спальных» районах), желательно на первом этаже с отдельным входом. Для работы с юридическими лицами требования более демократичные, занимать торговые помещения первых этажей уже не нужно, вполне подойдут офисные помещения административных зданий, первые, вторые и третьи этажи бизнес-центров в деловом центре города. Предприниматели и бизнесмены, решая свои задачи, доберутся до своего обслуживающего банка, даже если он не рядом с их домом, но необходимо предусмотреть удобство парковки, что в современных условиях соблюсти достаточно сложно.
Исходя из рассмотренного примера мы видим, что невозможно ответить на общий вопрос, какие помещения наиболее востребованы у арендаторов, если мы не проводим более детального анализа сегментов рынка и классификации самого клиента.
Какие помещения наиболее рискованные и подвержены ротации арендаторов? (по месторасположению, этажности, цене и т. п.)
Помещения не могут быть рискованные, бывают ошибки предпринимателей-арендаторов в выборе помещения и определении возможностей их бизнеса при расчёте постоянных расходов, одним из которых является расходы на аренду.
С другой стороны, завышенные цены арендодателей и некомпетентность в оценке арендных ставок арендаторами создают условия ротации арендаторов. Чтобы этого избежать, лучше всего обратиться к компетентным специалистам в области коммерческой недвижимости, которые смогут грамотно выстроить арендую политику для клиента: если ожидания собственника заниженные – скорректировать до оптимального уровня, если завышены – вовремя дать обратную связь, так как недополученная прибыль от завышенной арендной ставки может составлять миллионы рублей.
В рамках CESA-2019 будет обсуждаться подготовка инфраструктуры города Новосибирска к молодежному Чемпионату мира 2023. Какую активность на рынке коммерческой недвижимости вы ждете в связи с этим?
Активность будет повышенной в сегментах торговой, офисной недвижимости, особую активность ожидаем от ресторанного и гостиничного сегментов бизнеса.
В «Жилфонде» большой выбор коммерческой недвижимости. В базе данных агентства широкий выбор вариантов. Здесь вы можете найти:
Если вас интересует аренда, покупка или продажа коммерческой недвижимости, оставьте заявку на сайте.
Агентство недвижимости «Жилфонд»
Телефон отдела коммерческой недвижимости + 7 (383) 230-45-45
Следите за нами в соцсетях: «ВКонтакте», Facebook, Instagram, Telegram, «Одноклассники», Яндекс.Дзен.
О компании: «Жилфонд» – одно из крупнейших агентств недвижимости России, созданное в 1997 году. Регистрационное свидетельство № 8680 от 6 февраля 1997 года. Лицензия на риэлторскую деятельность под номером 058/97 от 18 марта 1997 года. Компания насчитывает 74 офиса в Новосибирске, Бердске, Барнауле, Сочи и Томске. В агентстве работают более тысячи сотрудников. Действительный член Российской гильдии риэлторов, Новосибирской ассоциации риэлторов и Союза риэлторов Барнаула и Алтайского края. Победитель в номинации «Самое надежное агентство недвижимости» по итогам конкурса «Ключевая премия 2018». Дипломант Всероссийского конкурса Программы «100 лучших товаров России» в номинации «Услуги для населения». Агентство недвижимости года – 2018, по результатам конкурса «Народная премия НГС». Лидер продаж по итогам I квартала 2017 года в рейтинге Банка ВТБ (ПАО). Лучшая брокерская организация на рынке ипотечного кредитования, по данным ежегодного Национального конкурса в сфере недвижимости, строительства и ипотеки CREDO-2017. Обладатель золотой медали межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги – ГЕММА – 2017». Топ-партнёр Сбербанка по итогам 2017 года. Лидер ипотеки среди агентств недвижимости России в рейтинге Сибирского банка Сбербанка России по итогам 2016 года. Платиновый партнёр Сибирского банка Сбербанка России по итогам 2016 года. Лучший работодатель среди агентств недвижимости России по итогам 2015 и 2016 годов, по данным рейтинга компании HeadHunter.